ПРЕСС-ЦЕНТР

Перспективы применения технологий дополненной реальности в промышленности и энергетике, "Энергетика и промышленность России" №22 (330)/2017

Павел Литвинов,
начальник аналитического отдела АО «РТСофт»

В последние годы мы много слышим о быстром развитии когнитивных технологий и знакомимся с прогнозами – как они изменят мир. Спектр предсказаний очень широк: от оптимистичных надежд, что в будущем резко вырастет производительность труда и, как следствие, уровень жизни, до пессимистичных опасений, что половину населения Земли ожидает безработица. Очевидно одно – непрерывное нарастание информационного потока способствует созданию симбиоза искусственного интеллекта и человеческого разума.

Инженеры и программисты «РТСофт» уже несколько лет накапливают компетенции по всему спектру современных технологий, которые в документах Национальной технологической инициативы получили меткое наименование «сквозные». Нейротехнологии, виртуальная и дополненная реальность образуют одну из приоритетных групп.

Когнитивные технологии можно представить в виде простой формулы: CT (Cognitive Technologies) = AI (Artificial Intelligence) + IA (Intelligence Amplification), где AI – это искусственный интеллект, призванный заменить человека, а IA – это использование информационных технологий для усиления человеческого интеллекта. Дополненная реальность (Augmented Reality, AR) – это наложение информации в форме текста, графики, аудио в режиме реального времени. Возможность обеспечить взаимодействие вычислительных устройств с физическими объектами отличает дополненную реальность от виртуальной и делает эту технологию лучшим человекомашинным интерфейсом для решения задачи усиления интеллекта.

Каким образом AR-технологии позволяют бороться с существующими вызовами на производстве? Например, серьезной проблемой последних лет стал недостаток квалифицированного персонала для выполнения различных ремонтных, регламентных и монтажных работ. У этого явления существует множество причин: падение престижа технических профессий; увеличение количества и видов оборудования, требующего высокой квалификации и специальных знаний; быстрая смена поколений приборов и программно-технических комплексов и т. д. Если к этому добавить объективные сложности обучения, когда даже специализированные учебные центры не могут себе позволить наличия реального оборудования для проведения тренировок, то станет понятен масштаб проблемы.

Представим себе, как сотрудники, впервые прибывающие на объект, включают планшеты с установленным специализированным ПО и подключением к облачным сервисам. Уже в дороге они могут получить исчерпывающую информацию о возникшей технической проблеме, о ранее проводившихся работах, а также рекомендации по технике безопасности. Наводя камеру планшета на оборудование, поверх изображения реального объекта на экране они получают пошаговые инструкции и рекомендации по выполнению работ, включая возможность запустить обучающие видеофрагменты. Каждая выполненная операция подтверждается, что позволяет центрам управления контролировать качество и полноту выполненных работ.